На северо-востоке Московской области расположен небольшой, но очень известный город Сергиев Посад. Большую часть XX века он был известен как Загорск, а в 1991 году ему возвратили историческое название. Начало поселению было положено в XIV веке братьями Стефаном и Варфоломеем, решившими вести в здешних лесах отшельническую жизнь.
Варфоломей принимает постриг под именем Сергия и становится основателем и игуменом Троицкого монастыря. В историю он войдёт как Преподобный Сергий Радонежский, а его детище станет наиболее почитаемым православным центром Руси – Троице-Сергиевой лаврой.
Вокруг обители появляются деревни и ремесленные слободы, в 1782 году объединённые Екатериной II вместе с лаврой в город. С тех пор в Сергиевом Посаде появилось немало интересных мест, связанных со светской жизнью. Для того чтобы увидеть достопримечательности Сергиева Посада, понадобится несколько дней.
Троице-Сергиева лавра
До сих пор окрестности Сергиева Посада, где находится Троице-Сергиева лавра, обильно покрыты лесами. Можно представить, какая глушь была здесь в XIV веке, когда в 1337 году место на холме Маковец выбрали для того, чтобы посвятить свою жизнь духовному служению во славу Руси, братья Варфоломей, ставший впоследствии Сергием, и Стефан. Они основали здесь Свято-Троицкую пустынь.
Вскоре скит получил известность и к нему начал стекаться православный люд. Уже в 1342 году монашеская обитель становится монастырём. В трудные времена Средневековья, монастырь имел важное значение для поддержки власти и народного духа на Руси. В 1380 году игумен монастыря Сергий Радонежский благословляет войска князя Дмитрия на сражение с Мамаем, известное как Куликовская битва.
В 1392 году после кончины преподобного Сергия его останки были похоронены в храме Святой Троицы. Мощи канонизированного Сергия являются важнейшей частью духовного наполнения обители.
Лучшим образом обитель проявила себя и в годы нашествия Лжедмитриев, в Смутное время. В 1688 году монастырь становится ставропигиальным, а в 1742 году императрица Елизавета возводит его в статус лавры. В 1814 году в лавру переводится из Москвы Духовная академия. Значимость Троицкого монастыря подтверждалась частыми визитами в неё монарших особ, в том числе Ивана Грозного и Петра I.
Архитектурный облик современной лавры образован в XV-XIX в.в. На её территории находится около 50 различных строений. Обитель защищают крепостные стены длиной 1,5 км. Их высота достигает 14 м, а ширина доходит до 6 м. Сегодня Троице-Сергиева лавра – духовный центр русского православия и выдающийся архитектурно-исторический памятник, охраняемый ЮНЕСКО.
Благодаря такой достопримечательности, Сергиев Посад стал единственным городом Московской области, который включён в состав Золотого кольца.
- Церкви и храмы Сергиева Посада — 20 главных святынь Соборы и храмы Троице-Сергиевой Лавры — 12 главных святынь
Успенский собор
В древних городах Руси сформировалась традиция строить главный храм в честь Успения Богородицы. По велению Ивана Грозного, присутствовавшего при закладке храма, в 1569 году начинается возведение Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре. Ему придают облик, сходный с Успенским собором кремля в Москве. При этом он имеет размеры больше столичного.
Строительство продолжалось 26 лет. За это время сменился государь и на освящении храма присутствовал сын Ивана Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Если московский храм построен из камня, то в главном монастыре России стены храма кирпичные толщиной 2,25 м. Традиционно здание пятиглавое.
Главный купол золотой, а боковые – голубого цвета с золотыми звёздами. Изначально они имели сферическую форму, но в 18 веке она поменялась на луковичную. Купола установлены на высоких барабанах со световыми окнами. По периметру стен обустроен пояс из арок.
Внутри храм величественен и светел. Своды поддерживают 6 пилонов прямоугольного сечения, в отличие от круглых колонн в московском соборе. Внутренняя роспись появилась практически через 100 лет в 1684 году. Работы были закончены очень быстро – летом понадобилось три месяца. Ими руководил известный мастер Д.Г. Плеханов, выполнивший аналогичные работы в ряде значимых храмов.
Фрески северной и южной стен посвящены сюжетам из Евангелия. Пилоны и проёмы окон покрывают изображения святых. В качестве особенностей сюжетов росписи отмечаются изображения канонизированных русских князей и особо почитаемых старцев.
Специальное место занимают образы местных Радонежских чудотворцев. Из центрального купола взирает лик Христа Вседержителя. Резной иконостас позолочен и состоит из 5 ярусов с 76 иконами.
Усыпальница Годуновых
Левее крыльца в Успенский собор расположено небольшое маловыразительное здание. Здесь покоится прах Бориса Годунова, его жены, сына и дочери. Останки царя и жены с сыном были перенесены в монастырь по указанию Василия Шуйского из Варсонофьевского монастыря в Москве.
В 1622 году здесь была похоронена умершая дочь царя Бориса – Ксения, Увенчавшее гробницу сооружение построили в 1782 году в виде невысокого строения с шатровой крышей. На его стене установлены мемориальные таблички, содержащие сведения о похороненных.
Всё оформлено самым скромным образом, а над захоронением располагается золочёный православный крест. Несколько десятилетий при советской власти лавра не являлась действующей и находилась без необходимой охраны.
В 1945 году учёные, пытаясь восстановить облик Бориса Годунова, вскрыли гробницу. Они обнаружили нарушение сохранности останков, что делает реконструкцию облика царя невозможной.
Троицкий собор
Древнейшее сооружение Троице-Сергиева монастыря. Он построен в 1423 году Никоном Радонежским в память о Сергии Радонежском, мощи которого находятся в храме и являются главной святыней обители. В XVI веке у собора появилась паперть и Никоновский придел над останками игумена Никона.
Троицкий собор возведён в раннемосковском стиле и является одним из его классических памятников. Стены сложены из тщательного подогнанных белых камней. Снаружи однокупольный храм имеет скромное убранство. За контуры стен выступают три апсиды. Над фасадом выполнены кокошники.
Со всех сторон храм украшен белокаменным резным орнаментом в виде опоясывающей тройной ленты. По типу Троицкий собор является придворно-княжеским храмом. Подобные церкви строились для великих князей, а возведение подобного храма в монастыре подтвердило значимость Сергия Радонежского и основанной им обители.
Три ряда икон для пятиярусного иконостаса и фрески на стенах выполнены мастерами под руководством Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Иконописцы работали в 1425-27 г.г. Главным образом храма стала наиболее известная православная икона «Троица», написанная Андреем Рублёвым.
Уже в годы СССР, для сохранности и общей доступности, её переместили в Третьяковскую галерею, а в иконостасе находится её копия. Верхний ряд иконостаса был заказан Борисом Годуновым и появился в 1600 году. Впоследствии иконы реставрировались, но сохранили первоначальный вид.
Оригинальные росписи стен почти утеряны, по их подобию воссозданы фрески в 1635 году, позднее также обновлявшиеся. Собор является действующим, ежедневно у него образуется очередь желающих приложиться к святым мощам Преподобного Сергия.
Уточья башня
Завершает северо-восточный участок крепостной стены лавры. Её интересный архитектурный вид отмечался уже в 18 веке. Искавшие корни происхождения такого облика, обнаружили подобные сооружения в Голландии. Есть в этой стране и аналогичное завершение шпиля башни лебедем. Кто является автором чертежей башни в монастыре, не выяснено.
Нижний объём башни состоит из трёх ярусов, под которыми находится пороховой погреб, сохранившийся со времени строительства башни в середине XVI века. Верхняя часть такой же высоты. Имеет 4 яруса – три из которых являются разного вида восьмериками, а четвёртый балюстрадой. Завершение строения оформлено шпилем с уткой, давшей башне современное название.
Наиболее древним из известных названий башни было Житничная, по находившемуся рядом Житному двору. Вторую половину XVIII века и почти весь XIX век башню называли по цвету окраски или за красивый вид красной. Название Уточья появилось на рубеже XIX-XX веков. Согласно легенде, с башни Пётр I стрелял по уткам в соседнем пруду. В честь этого появилась утка на шпиле и современное название.
Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи
Для посетителей лавра начинается и заканчивается надвратным храмом Рождества Иоанна Предтечи, под которым находится главный арочный вход в святое место. Первоначальное строение храма возводилось на пожертвования знаменитого промышленника Г.Д. Строганова в 1693-99 г.г. Его освятили в 1699 году в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Внешний декор храма во многом похож с оформлением построенной по соседству в это же время трапезной. Его особенностью стали окна восьмиугольной формы. Находящиеся повыше в стенах церкви располагаются вертикально. В нижней части, где над высоким основанием храма с въездными воротами, построена галерея вокруг его стен, окна горизонтальные. Постамент церкви поднимает её на уровень крепостных стен, а галерея создаёт гармонию храма с основанием.
Главный купол церкви высоко поднят восьмериком на четверике и окружён четырьмя боковыми куполами. В 1806 году посчитали, что небольшому храму более подходит однокупольное навершие и боковые купола были разобраны. Они появились снова над храмом в 1974 году.
Купола многогранной формы и барабаны с колоннами под элегантными капителями – черты, характерные для барокко. Яркий запоминающийся храм над входом в монастырь достойно занимает своё место.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
В XVIII веке имеющаяся колокольня Троице-Сергиевого монастыря стала незаметной на фоне появившихся сооружений. В 1738 году из Петербурга было предписано строить на месте старой новую колокольню. Согласование места расположения колокольни породило споры, окончившиеся со смертью императрицы Анны Иоановны.
На месте, выбранном архитектором И.Ф. Мичуриным, под его же руководством начинаются работы по возведению. На строительство двух ярусов ушло 7 лет. Мичурин, предполагавший что колокольня будет иметь высокое основание и два яруса, был отозван в Киев строить Андреевский собор. Его заменил Д.В. Ухтомский, который значительно изменил проект, добавив в него ещё два яруса колокольни.
Посетившая лавру в 1753 году Елизавета Петровна одобрила новый вариант. Строительство продолжалось до 1770 года. Построенная колокольня имела высоту 88 м, что делало её самой высокой в то время в России. Массивное двухэтажное основание превращается в ажурный первый ярус, становящийся на каждом уровне колокольни всё невесомее.
Лёгкость ярусам придают крупные арочные проёмы, украшенные колоннами, количество которых уменьшается с каждым ярусом. А на самом верхнем колонны превращаются в прямоугольные пилястры. Венчает колокольню оригинальный барочный купол в виде чаши, окаймлённой 4-мя коронами.
Как и положено в барочном сооружении, колокольня украшена разнообразными резными деталями. Изначально Ухтомский хотел установить вдоль парапета 32 скульптуры, в честь добродетелей человека, но эту задумку осуществить не удалось. Статуи заменили вазами.
Духовская церковь
Второй по возрасту постройкой лавры является храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Её строили в 1476-77 г.г. псковские мастера, приглашённые Иваном III. Внешне она похожа на Троицкий собор, но её особенностью стало размещение звонницы над сводами церкви.
Совмещение храма и звонницы называли «церковь иже под колоколы». Духовская церковь представляет старейший образец храма подобного типа. Звонари извлекали звон из колоколов, стоя на земле. Их звук получался особенным. Это происходило благодаря раскачиванию самих колоколов, ударявшихся о неподвижные языки. Cам звон именовался псковским.
Если Троицкий собор построен из белого камня, то Свято-Духовский храм возводили уже из кирпича, ставшего основным материалом в строительстве. По высоте храм разделён на две части. Нижняя выполнена подобно Троицкому собору в форме четверика с тремя апсидами. Верхняя состоит из круглой шестипролётной звонницы, увенчанной барабаном с куполом и крестом.
В оформлении декора использованы керамические балясины и обливные изразцы, которые впервые применялись в строительстве московских церквей. Привлечение к работам над Духовской церковью мастеров из разных городов Руси и европейцев, выразилось в использовании ряда новых элементов в создании декора.
Первоначальная роспись храма была выполнена в 1665 году. В 1866 году в церкви установили резной иконостас из розового дерева. Его иконы выполнены мастерами лавры.
Часовня «Пятницкий Колодец»
У стен Троице-Сергиевой обители протекает малозаметная речка Кончура. Вблизи её берега расположен источник воды, который был известен ещё первым поселенцам этого места и Сергию Радонежскому. По имеющимся сведениям, в 1667 году воду из него наказывал привезти Алексей Михайлович.
Несколько позже уже в Петровскую эпоху над источником соорудили круглую белокаменную часовню. Считается, что это было сделано по заказу и на средства Г.Д. Строганова. Основанием для этого мнения служит характерная для строгановского барокко высокая точность исполнения строительных и декоративных работ. Она хорошо заметна в надвратном храме Иоанна Предтечи в лавре, построенном Строгановым.
Основная нижняя часть часовни выполнена в форме восьмигранной ротонды с примыкающими колоннами по углам. Над крышей надстроены два восьмерика со световыми окнами. Купол завершает ажурный крест, полностью повторяющий крест Надкладезной часовни на территории лавры.
Богато украшенная часовня оформлена в стиле немецкого маньеризма. В нижней части по углам и у проёмов окон выполнена нарядная лепнина. Декор входного портала состоит из колонок и киота. Верхние ярусы декорированы аналогично верху Уточьей башни.
В часовне родник оборудован в виде круглого колодца. Стены и своды расписаны фресками рубежа XIX-XX веков. Все три яруса строения покрыты, как и в давние времена, осиновым лемехом. Большую часть дня, когда часовня открыта, к ней стоит очередь за святой водой. Часовня входит в Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры.
Введенская и Пятницкая церкви
Вблизи стен лавры располагалась торговая площадь на пути из Москвы в Александровскую слободу. Место называли Подолом, оно было многолюдным, и здесь ученик Сергия преподобный Никон построил деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом великомученицы Параскевы Пятницы.
В 1547 году на средства боярина Ивана Хабарова, постригшегося в монахи, возводят взамен две каменные церкви, имеющих такие же освящения. Оба храма в середине XVIII века стали приходскими, а в 1896 году были возвращены лавре.
В 1919 году, когда лавру закрыли, часть братии из обители организовала на базе этих храмов «Малую лавру». В ней велись богослужения до закрытия храмов в 1928 году. До 1960-х они использовались не по назначению, а потом были переданы городскому музею. В 1991 году оба храма и Пятницкий колодец были лавре возвращены в полуразрушенном виде. Началось восстановление храмов, которое ведётся до сих пор.
Ильинская церковь
Войны с поляками в начале XVII века, сопровождавшиеся осадой Троице-Сергиевого монастыря, вынудили его руководство иметь вблизи регулярный военный гарнизон. Для расселения войск около лавры построили две слободы, которые вскоре были объединены в единую Ильинскую слободу. На её территории был возведён деревянный Казанский храм, имевший Ильинский придел.
В 1727 году придел заменил первый Ильинский храм. В 1773 году был построен кирпичный Ильинский храм с приделом Дмитрия Ростовского. В 1878 году к нему пристраивается ещё один придел Иверской иконы Божией Матери. До конца века в церкви надстраиваются духовая печь и книгохранилище.
Особая значимость Ильинского храма в Сергиевом Посаде в том, что он был постоянно действующим при советской власти, являясь единственным храмом города, в котором проходили службы. Строение храма имеет типовое для XVIII-XIX веков решение. Он состоит из 3-х частей на одной линии в направлении восток-запад.
Основная часть храма выполнена в виде четверика с апсидой, над которым возвышается двухъярусный барабан и купол. Трёхъярусная колокольня соединяется с ним через трапезную. Гармония составляющих частей храма была частично нарушена более поздними пристройками.
Современный храм имеет тёмно-красный цвет, оттеняемый значительным количеством элементов белого цвета. Это создаёт впечатляющий декор, и делает храм одним из самых красивых в городе. Его украшением внутри служит пятиярусный иконостас основного храма и два иконостаса в приделах. Все иконостасы и внутренние росписи выполнены артелью И.М. Малышева.
Гефсиманский Черниговский скит
Назван так в честь святого места в Иерусалиме. Ведёт своё начало с 1843 года. В пустынной местности на удалении 3 км от лавры начинают селиться монахи, желающие более полно посвятить себя духовному служению в суровых бытовых условиях без мирской суеты.
Вначале это были простые деревянные кельи. Потом появились деревянные храмы. Первым стала церковь, перенесённая из разрушенного поляками в начале XVII века Успенского монастыря в селе Подсосенье.
Начало пещерным кельям и образованным впоследствии храмам, скит обязан прибившемуся к лавре юродивому Филиппу. Прошедший паломнический путь из Владимирской губернии до Киево-Печерской лавры, Филипп был воодушевлён пещерами киевской обители. Он получил благословение наместника лавры преподобного Антония якобы на копание погребка для хранения продуктов трапезной.
Через некоторое время стало известно о появлении первых келий под землёй. Вскоре в пещерном отделении Гефсиманского скита появляется свой храм. Церковь состояла из двух этажей: первый находился под землёй, а второй был надземным.
Пещерные кельи и храм стали популярным местом у паломников. Но массовое привлечение православных началось после чуда исцеления 1869 года. Оно произошло благодаря иконе Черниговской Гефсиманской Богоматери, переданной обители в 1852 году. Перед монастырём, который обрёл значительную известность, встала задача возведения нового храма, который смог бы удовлетворить значительный поток паломников.
Его начали строить в 1886 году под руководством инженера и архитектора Н.В. Султанова. К 1894 году он возвёл величественный Черниговский храм, не нарушив имеющиеся пещеры. В начале XX века пещерное отделение стало Черниговским монастырём. На его территории появилась гармонирующая с собором пятиярусная колокольня, а по периметру в том же стиле кирпичная ограда.
После испытаний в годы советской власти, в 1990 году обитель была возвращена Троице-Сергиевой лавре и является одним из его подворий.
Пещерный храм Архангела Михаила
В Гефсиманском Черниговском ските сохранились три подземных храма. Первым из них появился храм Архангела (Архистратига) Михаила. Начало ему положил юродивый Филиппушка, соорудивший в 1851 году небольшую часовню. Трудами братии храм расширялся.
Первая церковь под землёй превратилась в храмовый алтарь. А основным помещением храму стала служить просторная трапезная со сводчатым потолком. Её невысокие стены, переходящие в обширные своды полностью покрыты росписями. Оригинальные фрески были уничтожены в годы советской власти. Они восстановлены руками современных реставраторов.
В восстановленном скиту каждый день идут богослужения. Местом их проведения по понедельникам служит подземный Архангельский храм. Увидеть его можно в составе организованной экскурсии. Пещерные сооружения на территории центральной части России не встречаются более нигде, кроме Черниговского скита.
Спасо-Вифанский мужской монастырь
В первые годы своего существования с 1783 по 1797 год монастырь, находящийся в 4 км от Троице-Сергиевой лавры, служил её скитом. Его основателем был выдающийся московский архиепископ Платон Левшин. Уже в 1785 году строится первый храм.
Свято-Преображенский собор имеет овальную форму, напоминающую раннехристианские храмы. На каждом из двух его этажей был свой престол: внизу посвящался Воскрешению Христом праведника Лазаря, вверху – Преображению Господнему.
Нижний престол был выполнен очень необычно. Стена алтаря в нём имела вид пещеры, под горой Фавор, в которой был похоронен Лазарь. На вершине горы находился верхний алтарь, образующий единую композицию с нижней частью. Она изображала связь событий Евангелия, чтобы сделать их более доступными пониманию простых верующих. Само название обители было связано с историей воскрешения Лазаря, которое произошло в Палестинской Вифании.
В 1796 году обитель посетил Павел I. Вифанскому скиту был присвоен статус монастыря. По инициативе архиепископа Платона в 1797 году при монастыре открывается духовная семинария, вскоре заслужившая высокую репутацию. Несмотря на кончину основателя обители в 1812 году, она продолжает развиваться.
Во второй половине XIX века строится церковь Сошествия Святого Духа и надвратная колокольня, расположенная на одной оси с Преображенским храмом. Она значительно украсила монастырь. При советской власти многие строения обители были разрушены. В настоящее время большинство из них восстановлено. Часть монастыря с 2002 года служит подворьем лавры.
Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543 Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543 Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543
Сергиево-Посадский музей-заповедник
Музей-заповедник образован в Сергиевом Посаде в 1920 году. Основой его коллекции стали собранные в Троице-Сергиевой лавре образцы церковного искусства. Фонд музея приближается к 200 тыс. предметов. Объекты, отражающие историю православия, охватывают период с XI до начала XX века. Значительную часть экспозиции составляет коллекция декоративно-прикладного и народного искусства России XVII-XXI в.в.
Сергиево-Посадский музей-заповедник является единственным в Московской области особо ценным объектом культурного наследия народов России. Музей располагается в 4-х основных объектах, расположенных в лавре и её окрестностях. С 1980-х началось изучение Радонежского края археологами и краеведами. Работы современных учёных пополнили экспозицию музея, в котором появилось новое направление.
В начале XXI века была проведена большая работа с целью переноса части музейных экспозиций за пределы лавры, для того чтобы культовые строения использовались по назначению. Был отреставрирован комплекс зданий Конного двора – памятника архитектуры XVIII-XX в.в. В нём расположилась коллекция декоративно-прикладного и народного искусства.
На сегодняшний день три из четырёх зданий музея находятся за пределами православной обители. В составе музея: Главный выставочно-административный корпус, филиал Ризница, музейный комплекс Конный двор, Краеведческий корпус.
Ризница Троице-Сергиевой Лавры
Фото: vk.com/spmuseum
Единственный филиал музея-заповедника в Сергиевом Посаде, который остался на территории Троице-Сергиевой лавры – Ризница. С этого помещения начиналась экспозиция музея в 1920 году, когда предметы искусства, хранившиеся в обители, были переданы в музейные фонды. При этом само здание Ризницы входит в архитектурный комплекс монастыря. Оно отнесено к объектам федерального значения и входит в список ЮНЕСКО.
Ризница была построена в обители в XVIII веке для сохранения реликвий монастыря и православного искусства. Пополняемому собранию музея стало тесно в её здании и в начале текущего столетия Ризницу соединили с Наместьичьими покоями. Современная экспозиция разместилась в двух исторических помещениях.
Непростая история государства Российского наложила отпечаток на сохранность исторических ценностей. Коллекция лавры, ставшая экспозицией музея-заповедника, единственная в России, экспонаты которой хранятся в том же месте, где и были собраны на протяжении многих веков.
Практически всё, что видят посетители музея, связано с правителями и выдающимися деятелями России и являются их вкладами в обитель или представляют высокую художественную ценность. Большинство из них изготовлены их драгоценных металлов и камней.
Музейный комплекс «Конный двор»
Основная часть ценного исторического наследия в Сергиевом-Посаде представлена объектами православия. Среди построек бытового и хозяйственного назначения выделяется Конный двор, ранее принадлежавший лавре. Его построили в 1790-91 году по инициативе митрополита Платона.
Конный двор расположен вблизи лавры у Белого пруда. Его архитектура сделала комплекс, ставший одним из филиалов Сергиево-Посадского музея-заповедника, самостоятельным ценным историческим объектом.
Конный двор имеет вид небольшого монастыря в форме замкнутого прямоугольника одноэтажных зданий с круглыми башнями в углах и прямоугольной башней над одними из ворот. В советское время в этих помещениях размещались различные организации, которые довели их до аварийного состояния. После передачи комплекса музею, здания были восстановлены в историческом виде его силами при помощи Троице-Сергиевой лавры.
Обширные экспозиционные площади филиала музея занимают коллекции, показывающие историю местных земель и лавры, народное творчество, декоративно-прикладное искусство славных мастеров российских из Хохломы, Гжели, Городца, Жостово. Часть выставки посвящена археологическим находкам и этнографическому наследию.
Краеведческий корпус
Здание, в котором размещена экспозиция, рассказывающая об истории края, музею было передано в 1997 году. Это здание построено для детского сада в 1937 году и является объектом регионального значения. В его архитектуре удачно соединены черты конструктивизма и неоклассицизма. Долгое время сооружение было одним из наиболее интересных, построенных за годы советской власти.
Пять тематических разделов краеведческого филиала музея-заповедника представляет хронологическую последовательность развития местной истории, включая артефакты, найденные археологами. Рядом с домом в парке создана историческая реконструкция финно-угорского поселения.
Арт-пространство «Трикотажка Place»
Улица Карла Маркса в Сергиевом Посаде совсем короткая. Но на 360 м её длины возникло множество мест, которые делают маленькую улочку одним из центром притяжения туристов. Не тех, которые приехали в город поклониться святым местам или посмотреть православные достопримечательности, а простых светских путешественников, которых интересует современная творческая жизнь.
Хотя сюда могут зайти и те, кто посетил лавру. Ведь улица расположена совсем рядом с православной обителью. Одним из посещаемых мест стало арт-пространство «Трикотажка Place», открывшееся в конце 2020 года. Вероятно, проект которому скоро исполнится 3 года, можно считать успешным.
За это время к помещениям на бывшей трикотажной фабрике добавился мини-отель «Трикотажка Дом» и уличный фестиваль «Трикотажка Fest». Три составляющие составили объединение «Трикотажка Project», а совсем недавно к ним присоединился выставочный зал, в котором мастерские художников открыты для всех «Трикотажка ЦЕХ».
Проект мало коммерческий. Его создатели Анна Зайкина – директор мастерской «Посадская матрёшка» и Булыгина Юлия – директор музея «Сергиевская кухмистерская», зарабатывают в основном на своих основных местах работы. А арт-пространство создали для души и самовыражения.
Постепенно «Трикотажка» становится центром, популярным у творческих людей города и приезжающих в него гостей. Он объединяет представителей различных видов деятельности, что имеет немалую актуальность в современном мире. Кроме того, здесь знакомят с творчеством местных художников, проходят выставки, кинопоказы, спектакли, встречи с интересными людьми.
Музей советского детства
В центре светских достопримечательностей – на улице Карла Маркса, в 2018 году открылся музей советского детства. Он занимает несколько комнат в здании бывшей трикотажной фабрики. Его наполнение перекликается со специализацией города Загорска в советское время, когда сегодняшний Сергиев Посад являлся одним из центров советской страны по производству игрушек.
Большинство экспонатов музея — это игрушки второй половины XX века. Они произведены не только в СССР. Часть из них выпущена в бывших странах социалистического содружества.
У основателей музея супругов Жильцовых всё началось с общения с собственной дочерью, которая познакомившись с игрушками, с которыми играли её родители, многими из них немало была удивлена. Мысль, что такая тематика покажется интересной современным детям, привела к собиранию коллекции, воплотившейся в музейной экспозиции.
Мальчишки, пришедшие посмотреть на прошлое, заинтересуются моделями автомобилей, действующим макетом детской железной дороги, педальными лошадками и машинками. Девочки остановятся у полок с пупсами, голышами, неваляшками. Да и в подборке кукол найдутся экземпляры, которые понравятся.
Родители вспомнят своё детство у настольных игр, конструкторов, головоломок или действующих советских игровых автоматов. А дедушки и бабушки вспомнят себя молодыми у детских колясок. Особенно близкими покажутся интерьеры времён их молодости, которые представлены в виде бабушкиной комнаты и гостиной.
Сергиевская кухмистерская
Фото: vk.com/muzeykuhmister
Улица Карла Маркса, которая когда-то была фабричной, превратилась в гастрономическую, приглашая посетителей вывесками кафе и ресторанов. Большинство из них появилось благодаря Любови Александровны Корниловой. Творческая натура с кипучей энергией не позволила продолжать трудиться в музее игрушки, в котором нельзя было заработать на достойную жизнь. Да и развернуться творческому человеку там невозможно.
В итоге её инициатива привела к созданию 5 кафе и музея Сергиевская кухмистерская, где Корнилова совмещает свои увлечения музеями и кулинарией. Ушедшее в прошлое предприятие общепита – кухмистерская, появилась в России в XVIII веке.
Развитие общества привело к появлению широкого слоя людей, которые не хотели питаться в грязных кабаках, а с другой стороны, не желали или не могли посещать рестораны из-за их дороговизны. Кухмистерские занимали место посередине между этими заведениями, привлекая мелких чиновников, купцов и мастеровой люд вкусной и недорогой едой в спокойной обстановке и чистоте. Популярным вариантом были комплексные обеды, которые нравились одиноким мужчинам и студентам.
Кухмистерская представляет своим гостям кафе-музей, в котором воссоздана обстановка и атмосфера кухмистерской XIX века. Её дополняют блюда из меню, созданного по рецептам известных кулинарных книг того времени.
Наслаждение вкусной пищей совмещается с экскурсией, которая проходит в виде театрального представления. Это мероприятие познакомит с кухонной утварью наших предков, покажет, как с её помощью происходила готовка без водопровода, газа и электричества.
Переместившись в следующий зал, можно увидеть традиционное ручное производство леденцов из карамели – ландринов и принять участие в мастер-классе по её приготовлению. Завершается посещение в ландринной лавке, где продаются разнообразные сладости и старинные книги рецептов.
Музей архитектуры в миниатюре Арт-Макет
И снова объект, достойный внимания, приводит гостей города на улицу Карла Маркса. Здесь за 45 минут экскурсии можно увидеть интересные строения восьми городов Золотого кольца. Создатели музея Ирина Липатова и Ольга Андрианова представляют уменьшенные копии исторических памятников в местах, которые посещают отправившиеся на экскурсию по Золотому кольцу.
Экспозиция призвана побудить тех, кто выбрался в ближайший к Москве город туристического путешествия, отправиться в его более удалённые места. Все макеты, представленные в музее, выполнены профессиональными архитекторами и реставраторами. От их глаз и умелых рук не ускользнули детали украшений на зданиях, окружающий ландшафт, а на улицах даже едут автомобили.
Особая привлекательность появляется в мини-городах с наступлением темноты, когда зажигаются окна зданий и фонари на улицах, а автомобильчики включают фары.
Музей христианского искусства
Считается, что предметы для коллекции Церковно-археологического музея при Императорской Московской духовной академии, образовавшейся в Троице-Сергиевой лавре, начали появляться с 1814 года. Первое место для её размещения появилось в 1871 году.
Музей был учреждён Святейшим Синодом 12 сентября 1880 года. В 1892 году он обосновался в бывших Царских чертогах. В 1948 году духовная академия возобновила деятельность в стенах лавры.
Вместе с её работой начинается воссоздание музея, который стал называться ЦАК – Церковно-археологический кабинет. Большую роль в его наполнении сыграл патриарх Алексий I. Предметы из его личной коллекции, дополненные дарами иерархов церкви, священников и православных мирян составили основу нового собрания.
Сегодня музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» насчитывает более 20 тыс. ед. хранения и располагается в императорском путевом дворце «Царские чертоги». Дворец является памятником архитектуры барокко XVII века и дополняет музейное собрание своими интерьерами.
Основными разделами экспозиции являются:
- русская и поствизантийская иконопись русская и западноевропейская живопись и графика скульптура мелкая пластика старопечатные и рукописные книги шитьё реликвии
Музей современного искусства Кибер Зона
Фото: vk.com/kiber_zona_sp
Основное место здесь занимают, сделанные из металла, персонажи современных фантастических кино- и мультфильмов. Большинство из них хорошо знакомы детям, многие и родителям. В каждой из 12 комнат, в которых размещена экспозиция, находятся герои, объединённые одним сюжетом. Под них созданы необходимые декорации.
Такая форма представления действующих лиц, вызывает погружение посетителей в любимые киноленты и необыкновенный восторг. Все экспонаты сделаны руками двух жителей города – Андрея Зиноватного и Михаила Никитина. Мастеровитые родители начинали всё с изготовления любимых персонажей для своих детей.
Первые роботы, которые появились из найденных автомобильных запчастей, отходов и ненужных деталей, были созданы с помощью сварки, болгарки, крепёжных изделий. Они были похожи на своих прототипов, а размер даже позволял забираться вовнутрь такого изделия.
Принцип «всё можно трогать» заложен в основу посещения музея. Здесь можно забраться на Терминатора или понажимать на гашетку его пулемёта. В целях безопасности, экспонаты не двигаются. Зато их воздействие на зрителей дополняет подсветка и звуковые эффекты.
Большинство главных героев не менее 2-х метров роста. По отзывам создателей музея, из персонажей наиболее популярен Чужой и его окружение. На их удивление, в музее очень нравится девочкам. Популярны фото на фоне любимых действующих лиц. Количество экспонатов всё время растёт.
Музей брендов, истории и дизайна упаковки
Фото: vk.com/museumpack
В 1999 году в Политехническом музее в центре Москвы появился музей упаковки. Основой экспозиции стала коллекция главного редактора журнала «Тара и упаковка» И. Смиренного, которая собиралась в течение 30 лет. В 2011 году Политехнический музей закрылся на ремонт. Экспонаты музея упаковки забрали на хранение в редакцию журнала. Периодически их можно было увидеть на выставках.
В 2021 году коллекция была передана в Сергиев Посад, для организации в городе частного музея. Он был открыт 6 октября 2022 года под названием «Музей брендов, истории и дизайна упаковки» организаторами – супругами Жильцовыми. Информационную поддержку музею оказывает Союз частных музеев и коллекционеров вместе с журналом «Тара и упаковка».
Экспозиция собрания состоит из трёх частей:
- История упаковки в мире и России от истоков появления до революции. Из неё посетители смогут узнать о появлении бумаги, картона и гофрокартона – основных упаковочных материалов. Представлены образцы первых коробок для конфет из жести, упаковка для чая, этикетки косметики и парфюмерии. Здесь также можно познакомиться с успешными работами рекламщиков и маркетологов. Упаковка времён СССР представлена различными направлениями. Особенно уникальны упаковка и этикетки, которые создали знаменитые художники, в том числе: Малевич, Родченко, Кандинский. Упаковке в современную эпоху посвящена третья часть экспозиции. Здесь основное внимание уделено экологичности упаковки и получению её из вторичного сырья.
Дом П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский был удивительным человеком. Он известен как богослов, священник и религиозный философ. При этом не все знают, что Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета. Кроме своей деятельности во благо церкви, он был выдающимся учёным и инженером в области электротехники, автором 12 изобретений в химии, поэтом.
Несмотря на блестяще законченное в 1904 году университетское образование, он решает связать свою жизнь со служением богу. Павел приезжает в Загорск и продолжает учёбу в Духовной академии. Большая часть его жизни будут связаны с Сергиево-Троицкой обителью и городом Загорском.
Во время учёбы в академии Флоренский женится. Вскоре у него появляются дети, он становится священником, и в 1915 году семья перебирается в дом вблизи лавры на ул. Пионерской. Семья Флоренских отличалась гостеприимностью и в доме бывали многие известные деятели церкви, культуры и искусства. В саду у дома М.В. Нестеров пишет известную картину «Философы», на которой изображены Флоренский и Булгаков.
После закрытия лавры, Павел Александрович работает на заводе Карболит, затем в системе Главэнерго. Параллельно преподаёт во ВХУТЕМАСе. Дальнейшая судьба этого гения была обычной для 1930-х. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и отправили в лагеря. Павел Александрович Флоренский был расстрелян в 1937 году по решению тройки НКВД.
В 1990 году дом на ул. Пионерской,19 в Сергиевом Посаде, где Флоренский прожил 18 лет, был объявлен объектом исторического наследия федерального значения. На доме установили памятную доску.
Музей игрушки имени Н.Д. Бартрама
Фото: vk.com/museumtoy
Основан в 1918 году. Изначально он располагался в Москве. Его коллекция была собрана удивительным человеком, вся жизнь которого была связана с декоративно-прикладным искусством – Николаем Дмитриевичем Бартрамом. В итоге это привело его к собиранию коллекции игрушек. В ней представлены не только образцы, изготовленные в нашей стране. Часть составили работы европейских игрушечных мастерских, которые Бартрам посещал в начале XX века.
С 1918 года экспозиция игрушек находилась в доме, где жил основатель музея, на Смоленском бульваре. Из 250 м2 дома, ей было отдано 200 м2. Количество игрушек росло и в 1925 году музею предоставили особняк на Пречистенке, где его предметы располагались в 5 залах на площади 600 м2. Это был лучший период в истории музея.
Его экспозиция была дополнена собраниями национализированных частных коллекций, Строгановского художественного училища, царских дворцов. Особый интерес вызывали игрушки детей императорской семьи.
Неформальный подход к работе своего детища, способствовавший созданию коллектива из замечательных музейных сотрудников, одна из лучших в мире коллекций – всё это способствовало неслыханной популярности Музея игрушки. По количеству посетителей в Москве он находился на втором месте после Третьяковской галереи.
В 1931 году музей был переведён в Загорск. Ему выделили исторический особняк бывшего коммерческого училища рядом с лаврой. Как и прежде, музей популярен.
Его основу составляют экспозиции:
- Русская народная игрушка Русская и западноевропейская игрушка XIX – начала XX века Советская промышленная игрушка
Музей крестьянского быта «Жили-Были»
Фото: vk.com/jili_bili_museum
Экспозицию не совсем верно называть музеем крестьянского быта. Она представляет предметы разных сословий, но охватывает период около 2-х веков, когда крестьянство составляло большую часть населения. Поэтому предметы в музее преимущественно связаны с жизнью крестьян.
Под стать «Жили-Были» и само здание. Музей расположен «в доме, где резной палисад». У входа посетителей встречает ажурный деревянный забор, а стены дома украшены резными элементами. Частный музей появился в 2006 году благодаря стараниям художника и Почётного гражданина города Виктора Юрьевича Багрова.
Создатель экспозиции много лет занимался собиранием предметов, связанных с народной жизнью и оставшихся в прошлом. Многие её предметы найдены им в разных регионах России. С появлением музея к Багрову потянулись жители города и окрестностей, которые передавали свои старинные вещи, считая что здесь они сохранятся лучше.
Коллекция состоит из тематических разделов. Есть много вещей, в которых применялись интересные задумки. Например, женские туфли столетнего возраста. На них можно было надевать калоши или валенки, которые легко снимались в помещениях. Интересный экземпляр – стиральная машинка XIX века. Впечатляюще выглядит собрание замков, которые в XIX веке отличались значительным разнообразием.
Традиционно для Сергиева Посада обширна коллекция местной игрушки, которую очень жалуют дети. Все предметы в музее разрешается трогать, а гидом является сам его основатель.
Парк «Скитские пруды»
Как и многое в Сергиевом Посаде, история парка, обустроенного для горожан уже в XXI веке, связана с распространением православия. В середине XIX века в эти уединённые места перебрались монахи из лавры, желавшие уединения.
Вскоре среди живописного леса образовался Черниговский Гефсиманский скит. Он дал название каскаду безымянных прудов, находившихся поблизости. Пруды были выкопаны в XVIII веке с целью выращивания рыбы для нужд Троице-Сергиевого монастыря.
В XX веке пруды начали заболачиваться. Местность, окружённая природной рощей из лиственных деревьев, располагала к тому, чтобы обустроить здесь городскую парковую зону. Работы по её строительству начались в 2013 году. Создание заняло несколько лет, и вскоре место стало популярным мест у горожан. Этому способствовала удачная концепция парка, в которой учтены интересы разных категорий отдыхающих.
Детям построены площадки для игр, установлены батуты, карусели, работает тир, создан верёвочный парк. Любителям активного отдыха предназначаются несколько спортивных площадок, на пруду организован прокат лодок и катамаранов, установлены тренажёры, обустроен скейт-парк. На берегах водоёмов появились мостки для рыбаков.
В парке построена сцена для проведения различных мероприятий, есть площадка для танцев, несколько кафе, туалеты. Он стал местом для проведения городских концертов, праздничных шествий, народных гуляний. Рядом со входом есть парковка для автомобилей.
Фабрика матрешки «Мастер АРТ»
Фото: vk.com/matreshkasergievposad
С давних времён, паломничество в Троице-Сергиев монастырь делало многих богомольцев потенциальными покупателями. Возвращаясь домой к детям, они с удовольствием покупали забавные игрушки. Это привело к расцвету деятельности мастеров по их изготовлению. С начала XX века Сергиев Посад неофициально получил звание столицы игрушки в России.
Наибольшее распространение получили игрушки, вырезанные из дерева. В начале XX века появилась первая русская матрёшка, прославившаяся на весь мир. На всемирной выставке в Париже в 1900 году она получила бронзовую медаль, а в 1906 году медаль уже стала золотой. Из национального сувенира матрёшка превращается в международный. Из ряда стран поступают заказы на изготовление этих русских изделий.
Матрёшечные традиции продолжали развиваться и в годы СССР. К 30-м годам в Загорске работало 18 артелей по изготовлению игрушек, многие из них стали основой для полноценных предприятий. В городе появляются единственный в стране НИИ игрушки и обучение на дизайнера игрушек.
Продолжают производство игрушки в Сергиевом Посаде и в XXI веке. Одним из предприятий, производящих матрёшки, является фабрика «Мастер АРТ». Художники и мастера предприятия работают, сохраняя старые традиции производства.
На экскурсиях по фабрике и мастер-классах по росписи матрёшек, не пришлось воссоздавать процесс изготовления столетней давности. Он остаётся таким же, как и прежде. Ручная работа начинается с обработки липового полена, до 15 операций, с которым дают возможность получить изящную игрушку с тонкими стенками. Участие гостей фабрики в мастер-классе под руководством художника позволит создать свою уникальную матрёшку.
Смотровая площадка на Блинной горе
Блинная гора всегда была популярным местом. Обилие паломников до революции способствовало развитию различных мест для перекуса. Наиболее популярными и доступными всем по цене были блины. Количество блинных росло и место, в паре километров от лавры, превратилось в блинную слободу.
Отведать троицких блинов стало одним из ритуалов у богомольцев, приходящих в Троице-Сергиев монастырь. Блинная слобода прекратила своё существование после закрытия лавры в советское время. Освободившееся место использовалось для проведения мероприятий. Несколько раз в неделю здесь собиралась местная барахолка.
К Олимпиаде 1980 в Москве, Сергиев Посад подчистили. На горе, сохранившей старое название Блинная, была оборудована смотровая площадка. Это место, откуда лучше всего можно увидеть всю лавру, стало популярно у туристов, паломников и молодожёнов.
Дворец культуры им. Ю. А. Гагарина
Война помешала построить задуманный руководством оптико-механического завода Дом культуры. Годы войны и Великая победа изменили решение. Возводимый объект из дома превратился во дворец, символ в честь победителей и монумент памяти павших в кровавых битвах. Проект известного архитектора Метлина, воплотившийся в здании дворца, стал одной из вершин его творчества.
Работы по строительству стали народной стройкой. В них принимали участие работники завода, жители города. Необходимые детали нередко изготавливались в заводских цехах. Через 6 лет строительство закончилось. Дворец открылся 5 ноября 1954 года. Его величие вдохнуло оптимизм жителям полуразрушенного города.
Здание предстало перед горожанами как впечатляющий образец, соединяющий черты русского и советского классицизма. В его комплекс вошёл фонтан и ротонда.
Убранство внутри дворца до сих пор впечатляет. В отделке массово применены мрамор и лепнина. Полы сделаны из паркета. Роскошный зал с креслами почти на тысячу мест и огромной люстрой из хрусталя, малый зал на 250 мест. Не забыли и про народное творчество. Для занятий в кружках и творческих коллективах была выполнена обширная часть здания.
Такая площадка для выступлений не осталась незамеченной. В Сергиев Посад стали приезжать лучшие артисты и коллективы страны. После первого полёта человека в космос, дворец получил имя Ю.А. Гагарина. ДК им. Гагарина остаётся центром культурной жизни города.
Музей дороги
Находится в посёлке Семхоз вблизи Сергиева Посада. Начиная со времён преподобного Сергия, в этом месте проходила Переславская дорога из Радонежа к Троицкому монастырю. Чтобы наши современники могли увидеть, по каким дорогам передвигались предки много веков назад, здесь представлены 9 видов дорог, которые строили в древней Руси.
На них можно не только посмотреть, но и пройтись для большей полноты ощущений. Рядом с фрагментами дорог построена беседка «Постоялый двор», где отдыхают как местные жители, так и паломники, идущие по старинной дороге в Троице-Сергиеву лавру. Обустроенное место, где находится музей, это часть большого проекта «Дорога в лавру».
Здесь представлены фрагменты следующих дорог:
- мощёная камнем булыжная мостовая мощёная спилами дуба из брёвен из тёсаных брёвен мостовая из досок гравийная клинкерная брусчатая мостовая
Музей Богородской игрушки
Фото: vk.com/bogorodskay_fabrika
Старинное село Богородское в 27 км от Сергиева Посада известно, как один из центров русских промыслов. Здесь уже несколько веков занимаются изготовлением деревянных игрушек. Часть из них вырезают, некоторые получают с помощью токарного станка. Село Богородское превратилось в рабочий посёлок на базе построенной здесь ГАЭС, что подпортило деревенский колорит, но народные умельцы ещё есть. Появляются и их изделия.
Богородская игрушка традиционно изготавливалась на дому или в артелях. Такой промысел способствовал творчеству и разнообразию изделий. В 1960 году всё производство превратили в фабрику с обязательным планом. Это нанесло ущерб изготовлению игрушек и привело к уменьшению численности в нём занятых. Постепенно стали находится компромиссные варианты, и сейчас мастера работают как на фабрике, так и в домашних условиях.
Под стать промыслу и здание фабрики. Она находится в деревянном бревенчатом доме. Здесь же расположен и музей богородской игрушки. В его нескольких залах представлены наиболее известные работы местных мастеров, которые не оказались в крупных музеях. Собранные воедино популярные игрушки — это медведи, домашние животные, герои сказок. Некоторые из них подвижны. Появляются и современные персонажи, такие как Карлсон.
Перемещаясь по мастерским, можно увидеть все стадии изготовления изделий. Очень полезно это сделать с экскурсоводом. Те, кто отправится на мастер-класс, поучаствуют в сборке и росписи игрушки. В конце прогулки по музею всех ждёт магазин, к котором можно приобрести игрушку в память о фабрике или для подарка.
Этнопарк «Кочевник»
Фото: vk.com/nomadpark
В окрестностях Хотьково расположился, ставший популярным, этнопарк «Кочевники». Он появился 12 августа 2012 года и ежегодно приглашает в этот день отметить с его коллективом день рождения.
Постоянное место у парка появилось недавно – в 2021 году, он обосновался в поле уже на собственной земле. Деятельность этнопарка представляет жизнь кочевых народов, их жилища, особенности быта, животных, традиционную кухню.
Установлены и доступны для посещения:
- монгольские юрты тюркские юрты ненецкие чумы чукотские яранги
В зоодворе собраны животные, которые помогают жить в суровых кочевых условиях:
- калмыцкие верблюды монгольские яки ослы олени овцы козы ездовые собаки, породы аляскинский маламут гуси
Всех обитателей зоодвора разрешается трогать и кормить продающимся кормом. В летнее время для детей есть возможность прокатиться верхом на ослике или лошади, катание на верблюде доступно всем, а зимой гостей катают на собачьих упряжках.
Купив билет, можно посетить все кочевые жилища, осмотреть зоодвор, сфотографироваться в монгольской одежде, посетить экскурсии и лекции. В субботу, воскресенье и праздничные дни добавляются концерт этнической музыки, кукольное представление, детский мастер-класс по росписи деревянных игрушек.
В летнее время парк приглашает пожить в кемпинге. Для этого можно арендовать одну из юрт или воспользоваться своей палаткой. На территории этнопарка находится самая большая юрта в России. В ней есть возможность познакомиться с блюдами кочевых народов, выпить чай с травами, кофе или более привычный кочевникам кумыс.
Выставочный зал «Колокола Руси»
В 25 км от Сергиева Посада, вблизи станции Струнино, находится выставочный зал «Колокола Руси», открывшийся в 2015 году. В нём показана эволюция колокола: от древнего сигнального било, к традиционным тюльпанообразным колоколам, до самых современных плоских колоколов.
Экспозиция делится на 3 части:
- Древнейшие сигнальные инструменты било из камня, дерева и металла различных конструкций. Колокола традиционного тюльпанного вида. Кроме просмотра, предлагается познакомиться со звучанием изделий разных материалов и формы. Плоские колокола, появившиеся в 1991 году. Они, кроме традиционных функций, служат музыкальными инструментами и способны оказывать благотворное воздействие на человека.
Коллекция, представляющая все этапы развития колоколов, с возможностью услышать голос каждого, является единственной в мире. Посещение будет интересно для гостей любого возраста. Желающим есть возможность пройти индивидуальный сеанс билотерапии. Он сопровождается контролем состояния до и после процедуры с помощью современного диагностического оборудования.
Музей-заповедник «Абрамцево»
Одной из наиболее известных усадеб Подмосковья является Абрамцево. Музей-заповедник «Абрамцево» популярная достопримечательность. Её история в XIX – начале XX века связана со многими выдающимися деятелями культуры, которые гостили в Абрамцеве и создали ряд известных произведений.
Первый период с 1843 года связан с владельцем имения писателем и известным славянофилом С. Т. Аксаковым. Аксаковы владели усадьбой до 1870 года. В это время её гостями были преимущественно литераторы: Гоголь, Тургенев, Тютчев. К ним любили присоединиться издатель и публицист Погодин, актёр Щепкин.
В 1870 году усадьбу купил предприниматель и меценат С.И. Мамонтов. Он оказывал поддержку и любил принимать у себя преимущественно художников, которые с удовольствием гостили у гостеприимных хозяев и черпали среди подмосковной природы творческое вдохновение. Здесь бывали и творили Репин, Серов, Врубель, Поленов, Васнецов, Нестеров, Коровин.
Дочь хозяина усадьбы увековечена Серовым на картине «Девочка с персиками». Репин пишет здесь полотно «Не ждали», Васнецов «Алёнушку». Усадьбу той поры запечатлел Поленов в работе «Осень в Абрамцеве», хотя её современный вид остался почти таким же.
После революции в 1920 году Абрамцево стало музеем-усадьбой.
Среди наиболее интересных объектов в Абрамцеве:
- усадебный дом храм Спаса Нерукотворного, построенный по проекту Васнецова и Поленова избушка на курьих ножках, созданная Васнецовым баня-теремок мастерская, в которой работали художники скамья Врубеля облицованная плиткой из майолики по рисункам художника усыпальница семьи Мамонтовых
Покровский Хотьков монастырь
Одна из старейших обителей на Руси, давшая начало современному городу Хотьково в Сергиево-Посадском районе. Дата его основания неизвестна, в летописях монастырь впервые упоминается в 1308 году. Обитель связана с семьёй будущего Сергия Радонежского, жившей поблизости в селе Радонеж.
В начальный период своей истории, монастырь был женско-мужским. В 1330-х годах здесь приняли монашескую схиму родители Сергия, канонизированные церковью как Мария и Кирилл Радонежские. Иноком в монастыре жил и брат Сергия – Стефан.
В первой половине XVI века монастырь становится женским, а Иван Грозный передаёт его в подчинение Троицкому монастырю. В 1640-х на территории появляется первый каменный храм.
В 1764 году монастырь снова становится независимым. Его расцвет пришёлся на конец XVIII – начало XIX века, когда число насельников в обители достигало 400 человек. В 1922 году монастырь закрыли. Вернули его церкви в 1989 году.
До середины XIX века через монастырь проходила дорога в лавру. В 1852 году её заменил объездной путь, а проезд через территорию обители закрыли. В 1816 году был построен Покровский собор, в котором находятся мощи преподобных Марии и Кирилла. Наиболее внушительный Никольский собор из красного кирпича был освящён в 1904 году, а его росписи выполнили в 1911. Пятикупольный храм построен в русско-византийском стиле.
Сегодняшний монастырь ставропигиальный, действующий. В нём ежедневно проводятся службы. Паломники, направляющиеся в лавру, заходят в обитель поклониться мощам.
Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева
Мураново было объявлено музеем-усадьбой в 1920 году, одной из первых в годы советской власти. Принятие такого решение позволило сохранить дворянское имение, связанное с двумя выдающимися русскими поэтами Е. Баратынским и Ф. Тютчевым.
Современные посетители могут увидеть, как жили до революции представители состоятельного сословия, погулять по чудесному парку, который особенно красив осенью. Большую историческую ценность представляют личные вещи, предметы быта, рукописи поэтов.
Баратынский – современник Пушкина, посчитавший, что после подавления восстания декабристов, сотрудничать с властью зазорно, много времени проводил в Муранове. Его стараниями был построен главный дом усадьбы. Одним из гостей Муранова был Н.В. Гоголь.
Жил ли Муранове Ф.И. Тютчев не установлено.
С 1870 года в усадьбе жила семья его сына, сохранившая личные вещи, рукописи, книги поэта. Они были собраны в Муранове из квартир в Москве и Петербурге, а также имения Тютчевых в Орловской губернии. На сегодняшний день фонды музея насчитывают 28 тыс. экспонатов. Среди особенно значимых рабочий стол Ф.И. Тютчева и кровать, ставшая его смертным одром, диван, на котором спал Гоголь.
Музей-усадьба Мураново живёт не только прошлым. Это популярное место проведения различных праздников и фестивалей. С 2000 года ежегодно проходит фольклорная программа «Сенокос в Мураново», организуются «Дни варенья», отмечаются Масленица и Яблочный Спас.
Гремячий ключ
В 14 км от Сергиева-Посада есть ещё одно место, связанное с Преподобным Сергием. Это Гремячий ключ, который часто называют водопадом, так как источник находится на склоне и его вода стекает по обрыву с высоты 20 м.
Нехарактерный для центральной части России природный объект, популярен у жителей региона, которые приезжают к нему окунуться в купальне и взять целебной воды. Большой интерес к Гремячему и у паломников.
По преданию, источник появился благодаря молитве Сергия Радонежского. Его вода насыщена радоном и считается целебной. Несколько десятилетий назад родник был мало известен и к нему с трудом добирались желающие искупаться в Крещенской купели.
Со временем Гремячий становится популярным. На источнике оборудовано 4 купальни, построен храм и 2 часовни, колокольня, сделаны удобные лестницы. Посещаемости поспособствовала проложенная к источнику дорога. Этому поспособствовала Троице-Сергиева лавра, для которой источник стал одним из подворий.
В народе бытует молва, что правый источник исцеляет болезни сердца, центральный снимает головные боли, а левый помогает при женских болезнях.
Добавить комментарий